Разработанный Еврокомиссией (ЕК) проект нового регламента по управлению данными может создать проблемы для российских цифровых сервисов, оказывающих услуги за границей, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на мнение опрошенных экспертов.
![](https://3dnews.ru/assets/external/illustrations/2020/11/30/1026650/data-protection-2018-business.jpg)
Проект, опубликованный на сайте ЕК 25 ноября, нацелен на повышение доступности данных для бизнеса и исследований с учётом защиты прав потребителей по регламенту General Data Protection Regulation (GDPR) 2016 года. С другой стороны, проектом вводятся ограничения на передачу информации в страны, где уровень защиты данных не соответствует европейским нормам. К ним, в частности, относятся Россия и США.
«В обмене смогут участвовать только европейские офисы российских компаний, которые получат доступ к массивам полезных данных, но не смогут свободно делиться ими со штаб-квартирой», — поясняет председатель комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России Александр Журавлёв.
Согласно новому регламенту предусмотрено два типа распоряжения данными: коммерческий и безвозмездный. Коммерчески важными данными пользователей в защищённом виде и формате будет разрешено делиться только через независимого посредника.
В таком обмене, по мнению Журавлёва, заинтересованы российские цифровые сервисы, оказывающие услуги за границей, включая почтовые и игровые сервисы, доступные для европейцев, — «Яндекс» и Mail.ru Group, Aviasales и OneTwoTrip, авиаперевозчики, маркетплейсы, включая Wildberries и Ozon, медицинские сервисы, а также компании, работающие в области искусственного интеллекта и больших данных.
В ответ на просьбу прокомментировать новый регламент, в «Лаборатории Касперского» отметили, что предложение ЕК могут изменить. Впрочем, компания уже перенесла инфраструктуру для обработки и хранения данных европейских пользователей в Швейцарию, имеющую соглашение с ЕС о признании адекватного уровня защиты персональных данных.
Для российских компаний, намеренных вести международный бизнес и заинтересованных в обмене данными с ЕС, принятие регламента может повлечь ряд ограничений, сообщил исполнительный директор Ассоциации больших данных (объединяет «Яндекс», Mail.ru Group, Сбербанк, Газпромбанк, Тинькофф-банк, «МегаФон», «Ростелеком», «Вымпелком» и др.) Алексей Нейман. Он уточнил, что и сейчас у российских компаний нет такой возможности, так как Россия не входит в перечень стран, гарантирующих надлежащий уровень защиты данных по GDPR. Поэтому сейчас трансграничный обмен проходит в форме отчётов, то есть готовых аналитических продуктов, а не самих данных.
Источник: