Произведения искусства вызывают у наблюдателя импульс, отклик, заставляют задуматься о чем-то. Но у игр есть одно важное преимущество перед прочими формами самовыражения — они могут не только задать вопрос, но и вести полноценный диалог. Далеко не каждому разработчику под силу использовать эту замечательную возможность, но 11 bit studios определенно в числе мастеров. Польская команда откровенно беседует с игроком через свои проекты. В начале февраля студия устроила закрытую презентацию своей новой игры — Frostpunk. Я пообщался с разработчиками, провел несколько часов в демоверсии и теперь спешу поделиться с вами впечатлениями.
⇡#Горячее сердце
В беде познается не только друг, но и в целом любой человек. Трагедия — катализатор для развития персонажей и богатейшая основа для захватывающей истории. В This War of Mine небольшая группа людей оказывается в крайне тяжелом положении, а их жизни зависят от ваших решений (и совсем немного — от генератора случайных чисел). Frostpunk идет еще дальше.
Альтернативный XIX век подошел к концу совершенно неожиданно. Летом 1886-го начался ужасный снежный шторм, который накрыл весь мир и все никак не утихал. Миллионы людей двинулись на юг в поисках спасения, но нашли лишь хаос и смерть. Британия решила пойти иным путем и на богатых ресурсами северных землях организовала несколько поселений внутри ледяных кратеров. Жизнь в них поддерживал гигантский тепловой генератор, способный обогреть целый город вокруг себя.
Но беды на этом не закончились. Ледяная буря, пришедшая с юга чуть позже, выкосила большую часть населения Земли. Кому-то удалось спастись, включая скромную группу беженцев, наткнувшихся на один из заброшенных генераторов. Подумав, что это лучший шанс выжить, они решили остаться и построить новый дом. Нам выпадает роль управляющего в новообразованной колонии. Это тяжелое бремя.
Frostpunk подкупает в первую очередь интересным антуражем — согласитесь, не каждый день можно увидеть холодный апокалипсис с изрядной долей стимпанка. По словам Павла Миховски (Paweł Miechowski), основными источниками вдохновения для игры стали книга «Лед» польского фантаста Яцека Дукая, а также графический роман Le Transperceneige, экранизированный под названием «Сквозь снег». Последний угадывается с первых кадров, хотя проект 11 bit studios рисует не столь беспросветную картину.
Впрочем, придется приложить немало усилий, чтобы выжить. Для начала нужно запустить спасительный генератор, пока группа не окоченела. Для питания машине необходим уголь, поэтому первейшей заботой новоявленного мэра будет добыча ресурсов. Дерево и сталь пригодятся очень скоро, поэтому несколько свободных рук стоит отправить и за ними. Игровой процесс навевает живые воспоминания о старых выпусках The Settlers. Только в экстремальных условиях.
Людям приходится несладко: вкалывать предстоит в условиях собачьего холода, а первое время нет даже крыши над головой и запасов еды, не говоря уже о медицинской помощи или каких-то удобствах. Поначалу даже теряешься — за что хвататься в первую очередь? Начинаешь строить небольшие лачуги, чтобы твои граждане хотя бы не спали под открытым небом, сбившись в кучку около источника тепла. Frostpunk умело выстраивает эмоциональную связь с жителями через визуальное оформление. Камеру можно приблизить настолько, чтобы рассмотреть каждого поселенца, увидеть, как он дрожит и старательно пытается отогреть руки.
В этот момент приходит понимание суровой правды: ради будущего и общего блага вам придется подвергнуть этих людей суровым испытаниям и протащить их за собой через ад. Эта мысль бьет обухом по голове — больно, зато отрезвляет. Начинаешь думать прагматически. Уголь можно и сэкономить, иногда выключая генератор. Жители перебьются и развалюхами, сколотить которые куда «дешевле», чем более комфортные дома, — зато хватит дерева на постройку охотничьего лагеря, что позволит добывать пропитание. Удобства приносятся в жертву ради постройки дороги до леса, чтобы работники не продирались каждый раз через сугробы.
Тяжелые времена требуют непопулярных решений, и вам придется принимать их регулярно. Во власти мэра находится в числе прочего и введение новых законов. Как правило, предстоит выбирать между двумя вариантами: мягким и малоэффективным или жестким, но действенным. Например, стоит определиться, как поступать с погибшими (а они, к сожалению, будут). Можно возвести кладбище, чтобы позволить людям проститься с близкими. Но стройка, во-первых, оттянет на себя рабочие руки и ресурсы. Во-вторых, церемонии отнимают драгоценное рабочее время! С другой стороны, вы можете сваливать тела в братскую могилу. Только народ вас за это явно не полюбит.
Frostpunk давит на плечи тяжким бременем власти. Невероятно сложно одновременно и выживать, и не давать людям отчаиваться, и зарабатывать признание. А вот спровоцировать бунт — проще простого. Когда недовольство растет, местные начинают предъявлять определенные требования, угрожая забастовкой. Слишком много голодных — и от вас требуют решительных мер. Можно отмахнуться: «Всем тяжело». Или пообещать накормить всех страждущих за пару дней. Но если будете кормить одними только обещаниями, это обернется настоящей катастрофой! Тут поневоле задумаешься о том, чтобы узаконить каннибализм. Бросьте, мы же не варвары, чтобы забивать ближнего и есть его! Хотя если он умрет своей смертью, то не пропадать же мясу зря… Об этом даже писать неприятно, честное слово.
Сложные решения ждут на каждом шагу. Как обращаться с тяжелобольными? Как обогреть рабочие места и дома одновременно? Стоит ли вводить трудовую повинность для детей? Конечно, со временем, при умелом управлении, получится улучшить условия для жизни, но первые десять дней как минимум (именно таким сроком ограничено демо) станут суровым испытанием для вас и ваших подопечных. Игра вообще не старается упростить задачу, а вот подкинуть внезапное похолодание — это всегда пожалуйста.
Чтобы жить, требуется постоянно развиваться и расти. Изучение технологий позволит повысить эффективность добычи ресурсов, улучшить медицину и обеспечить прочие блага цивилизации. Однажды получится даже заменить работяг паровыми роботами! Но и здесь все непросто. Над прогрессом должны трудиться инженеры. И не дай Бог кто-то из них серьезно заболеет или, того хуже, умрет. Их нужно холить и лелеять, даже если это значит пожертвовать кем-то еще. Новый день — новый выбор. Со временем к постоянному гнету ответственности привыкаешь. Человек ко всему привыкает.
Довольно скоро появляется возможность выбраться из ледяного кратера и исследовать окрестности, рассылая по ним экспедиции. Они могут найти как припасы, так и новых поселенцев. Уверен, что эта механика тоже несет подлянки, а исследователи вполне могут не вернуться из походов, хотя лично я на такое не успел наткнуться. К тому же именно в походах раскрывается история. Да, Frostpunk — это не только бесконечное выживание ради выживания, но и сюжетный проект. Как минимум авторы обещают приоткрыть завесу тайны над причинами нового ледникового периода.
* * *
У 11 bit studios получается занимательная смесь из The Settlers и This War of Mine в интересном антураже. Радует, что игра не кажется нечестной, чем порой грешат «выживалки». Frostpunk — игра справедливая в своих правилах. Она угнетает куда сильнее не сложностью процесса, а моральным давлением. Попробовать понять, какой вы человек, получится уже в марте.
Видео: