С выходом iOS 14 между Apple и Facebook началась настоящая война — социальная сеть была не в восторге от того, что Apple решила ограничить отслеживание активностей пользователей iPhone и iPad, а также заставила всех разработчиков, в том числе Facebook, сообщать, какие данные пользователей они собирают. Прямо на странице приложения в App Store. Попробуйте поискать там приложение Facebook, сильно удивитесь. Социальная сеть как могла пыталась бороться с этим и даже критиковала Apple через СМИ, прикрываясь заботой о малом бизнесе, но все тщетно. Теперь Facebook пошла на крайние меры: компания пытается доказать пользователям, что они САМИ могут доверять ей свои данные. Выглядит это как жест отчаяния.
Попросить приложение не отслеживать или разрешить отслеживание?
В соответствии с новыми правилами App Store все приложения, использующие данные пользователей, обязаны запрашивать согласие на доступ к IDFA. Это специальный идентификатор устройств Apple для персональной рекламы и аналитики. Запрос поступает на iOS в виде уведомления, которое выглядит так:
У Facebook нет выбора, она тоже теперь обязана показывать такое уведомление. И как только пользователь нажмет «Попросить приложение не отслеживать», социальная сеть лишится доступа к тому самому идентификатору и не сможет показывать пользователям более персональную рекламу. Например, «догонять» баннерами с магазинами мягкой мебели, если вы недавно искали диван.
Социальная сеть пошла на крайние меры — она разработала собственное окно с уведомлением, которое показывается ПЕРЕД запросом на согласие, показываемое iOS, пишет Bloomberg. В нем Facebook пытается рассказать пользователю, что доверять свои данные не страшно, поскольку они помогут «создавать более персонализированную рекламу» и «поддерживать бизнес, который надеется на таргетинг». Так Facebook хочет донести мысль о том, что реклама никуда не денется — просто она станет менее релевантной для того, кто установит запрет на отслеживание своей активности. И в итоге пользователь может пострадать от этого.
Какие данные собирает Facebook
Сложно сказать, что лучше — обычная реклама, которая мало будет перекликаться с интересами пользователей, или более персонализированная, которая может оказаться хоть немного полезной. Расскажите в комментариях или в нашем чате, какой вариант выбрали бы вы. В любом случае сообщение от Facebook скоро будет показываться как в приложении социальной сети, так и в Instagram, который тоже принадлежит ей. Вы сможете выбрать, доверять свои данные или нет, а затем получить такой же запрос, но уже непосредственно от системы. Разумеется, если отказать в отслеживании на уровне iOS, запрет распространится на всё приложение без исключений. По предварительной оценке аналитиков, не более 10% пользователей по своей воле доверят данные Facebook или другому приложению.
Позиция Facebook остается неизменной: по ее мнению, Apple не только наносит вред малому бизнесу, но и меняет экономическую модель, годами складывавшуюся в интернете. Кстати говоря, в том же самом компанию из Купертино обвиняли несколько лет назад, когда она ввела запрет перекрёстного отслеживания пользователей сайтами в Safari.
Неужели для Facebook все закончится именно так? Социальная сеть не может пожаловаться на Apple в суд или другие органы, поскольку для большинства это будет выглядеть, как желание продолжать отслеживать пользователей любой ценой. Она уже присоединилась к коалиции против Apple, организованной Epic Games, но это ничего не решит. Возможно, дело дойдет до того, что Facebook вообще удалит свое приложение из App Store, в том числе Instagram. Интересно, это повлияет на решение Apple?