В последние несколько дней тема Apple Car, собственного автомобиля Apple, получила очередной виток обсуждения. Сразу несколько независимых изданий сообщили о планах компании выпустить фирменный электрокар в ближайшее время. Правда, почему-то так вышло, что они довольно сильно разошлись в сроках. Если прогноз одних строился на том, что релиз состоится через четыре года, то другие утверждали, что запуска Apple Car можно ждать уже в следующем году. Сложно сказать, насколько верны эти утверждения, но с тем, что вместе с Tesla дела у Apple могли пойти заметно бодрее, не имеет смысла. Вот только самой Apple это явно не нужно.
Илон Маск изъявлял желание продать Tesla компании Apple и даже просил о встрече с Тимом Куком, но он отказался. Об этом заявил сам Маск. По его словам, он планировал предложить Куку выкупить Tesla за 1/10 от её текущей стоимости, однако гендиректор Apple даже не захотел с ним встречаться, чтобы обсудить этот вопрос. Поэтому он не знал и не знает, за какую сумму руководство Tesla планировало согласиться на поглощение. Это могло бы помочь Apple серьёзно продвинуться в разработке электрокаров, но не срослось.
Проблемы компании Tesla
В самые мрачные дни программы Model 3 я связался с Тимом Куком, чтобы обсудить возможность продажи Tesla компании Apple за 1/10 от нашей текущей стоимости. Однако он отказался даже принять встречу, не говоря уже о чём-то большем, — написал Маск у себя в Твиттере.
Маск утверждает, что хотел продать Tesla в самые тёмные дни для компании. Речь идёт о периоде разработки самого доступного электрокара автопроизводителя – Tesla 3. Понятно, что это был долгий процесс и, не зная подоплёки, сложно однозначно утверждать, в какой период Маску могло показаться, что наступили тёмные времена. Поэтому мысль о продаже Tesla могла прийти её гендиректору в голову в период с 2017 по 2019 годы. В то время в среднем компания могла быть продана за 60 миллиардов долларов. Это значительная, но вполне посильная для Apple сумма, которую она теоретически могла заплатить.
Я говорю «теоретически», потому что не уверен, что Apple могла бы согласиться на покупку Tesla. Всё-таки самая дорогая покупка, которую в Купертино совершали за последние годы, был процессорный бизнес Intel. Его Apple выкупила за миллиард долларов. Очевидно, что Tesla выглядит как более перспективная покупка, но всё-таки на тот момент всё складывалось не в её пользу, и даже ходили слухи о возможном банкротстве компании. То ли дело Intel. У неё не было никаких проблем с ведением бизнеса. Поэтому нет ничего особенно удивительного в отказе Тима Кука от встречи с Маском.
Может ли Apple купить Tesla
В целом довольно сложно себе представить, чтобы Apple начала вдруг применять чужие наработки, известные рынку и потребителю. Ведь, как правило, в Купертино стараются приобретать мелкие стартапы, а покупка Intel была для неё скорее исключением из правил. В случае с Tesla компания Apple, бесспорно, получила бы доступ к обширному количеству наработок, но вряд ли получила бы одобрение, если бы слизала всё подчистую. Поэтому, скорее всего, решение Кука было правильным хоть с финансовой точки зрения, хоть с идеологической.
Я уже не говорю об антимонопольной стороне сделки. Ведь логично, что сделку пришлось бы одобрять на самом высоком уровне, учитывая, что Tesla является едва ли не единственным успешным производителем электрокаров. Её покупка могла бы спровоцировать массу проблем для Apple, в том числе в долгосрочной перспективе. Сегодня мы видим это на примере Facebook, которая в своё время скупила WhatsApp, Instagram и другие сервисы, а теперь может подвергнуться принудительному разделению.