История операционной системы для iPhone началась задолго до её первого появления на публике 9 января 2007 года. На крошечное устройство с безумно слабым процессором и аккумулятором небольшой ёмкости (и с кучей других отягчающих обстоятельств) все же установили Mac’овскую операционную систему. И после всего, что с ней сделали, она, тем не менее, шустро и без серьезных проблем работала часами на первом, технически очень несовершенном iPhone. Все это было отчаянной и безумной авантюрой, но она удалась.
Эксперты предрекали iPhone провал, и были абсолютно правы – дилетантам на рынке мобильных телефонов делать было нечего. За исключением мультитач-интерфейса, большого (по тем временам) экрана и набора понятных с первого прикосновения программ iPhone не мог ничего предложить. Разве что высокую цену.
По техническим данным он проигрывал лидерам рынка с разгромным счетом. Не поддерживал 3G (тогда это было даже важнее, чем 5G в наши дни). Для него не было ни одного стороннего приложения, с ним работал единственный оператор мобильной связи.
Правда 29 июня 2007 года, когда начались продажи самого первого в истории iPhone, любые их запасы раскупали в момент. Эксперты не сдавались: да, это здорово, но все очень быстро закончится. И уже в 2007, в крайнем случае в 2008, iPhone исчезнет.
Содержание
iPhoneOS 1 — первая версия iOS
Тайну операционной системы iPhone раскрывать не собирались. iPhone был представлен как три устройства в одном: iPod с мультитач-интерфейсом и поддержкой видео, умный мобильный телефон и первое в мире полноценное карманное Интернет-устройство. Хоть и с настоящей операционной внутри, это было изделие бытовой электроники, а им системы не положены. Как минимум, о них не принято говорить.
На презентации первого iPhone и в течение шести месяцев до его появления на рынке о ней все-таки сказали пару слов:
На iPhone устанавливается специальная версия OSX (macOS).
Но потом передумали: в день выхода iPhone на рынок, у его системы появилось имя: iPhone OS 1.0. А систему, кстати, до 29 июня 2007 года никто и никогда не видел – в январе у неё был период нестабильности, и большую часть того, что происходило на экране iPhone во время его демонстрации Стивом Джобсом, было имитацией. В июне система выглядела и вела себя в точности, как у Стива.
Эксперты были правы, без сторонних приложений iPhone был скучноват. Но посторонних пускать в чудом работающую систему, пережившую несколько лет непрерывного аврала, было нельзя. Кроме того, сторонние программы были опасны для пользователей, а чудо, стоившее Стиву остатков здоровья, было ему слишком дорого.
Вместо доступа в систему он предложил создавать web-приложения для iPhone.
На фоне массового возмущения и акций протеста, web-программисты разработали тысячи приложений для iPhoneOS. А в августе любопытные с умелыми ручками сумели забраться в iPhone, научились писать для него «родные» приложения и опубликовали инструкции в сети. В октябре 2007 года Стив пообещал выпустить официальный iPhone SDK (набор для программирования) в феврале 2008 года. В не успевшей прийти в себя компании начался новый аврал.
Появление iPhone SDK и App Store
6 марта 2008 года на специальном событии Apple представила долгожданный набор для программирования в iPhoneOS, App Store и беспрецедентно жесткие правила для тех, кто решился разрабатывать программы для новой платформы. App Store стал единственным легальным и официальным способом распространения сторонних программ для iPhone.
Чтобы приложение разработчика попало на его виртуальные полки, разработчик должен был вступить в iPhoneOS Development Program (членство в которой стоило и стоит 99 долларов в год, правда название программы несколько раз менялось), куда принимались не все. Готовое приложение отправлялось на проверку в Apple, и, если оно отвечало всем требованиям магазина, появлялось на полках App Store. И сразу на всех iPhone и iPod touch в мире, с установленной iPhoneOS 2.0 или выше. К открытию App Store в нем уже было 500 приложений. Могло бы быть и больше, Apple отобрала 500 лучших, по её мнению, приложений.
iPhoneOS 2 — с App Store и 3G
Вторую версию iPhoneOS представили на открытии WWDC, 9 июня 2008 года. Там же и тогда же был представлен «настоящий убийца iPhone» – iPhone 3G. Во второй половине 2007 и в первой половине 2008 известные и неизвестные компании едва ли не каждую неделю представляли очередного «убийцу iPhone», некоторые из убийц даже появились на рынке. Но выполнить свою миссию, по состоянию на 9 июня 2008 года, еще не удалось ни одному из них.
Рано или поздно убийца должен был появиться – и появился, им стал iPhone 3G. На нем была предустановлена новая версия системы, кроме того, она была совместима с iPhone и iPod touch первого поколения. В системе, кроме приложения App Store (и сотен сторонних приложений, число которых увеличивалось с умопомрачительной скоростью) и поддержки 3G, появилось много всего интересного. Система вышла в свет 11 июля, одновременно с iPhone 3G и App Store.
Когда 9 сентября вышла iPhoneOS 2.1, с огромным списком исправленных проблем, журналисты были вынуждены признать своё поражение. Кто-то из них заявил, что iPhoneOS перестала быть бета-версией, признав её настоящей.
Но самый убийственный, по мнению добровольных испытателей, недостаток у iPhoneOS 2 так и не был исправлен. В ней не поддерживались классические в мире компьютеров и всяких гаджетов команды скопировать-вырезать-вставить. Apple не способна справиться с таким пустяком?
iPhoneOS 3 — iPhone научился снимать видео
Третья версия iPhoneOS была представлена 17 марта 2009 и вышла в свет 17 июня того же года. В системе появилась поддержка команд «скопировать, вырезать и вставить», что в в других системах с тач-интерфейсом делалось уже давно, но, как выяснилось, не так, как было надо. В Apple этой проблеме уделили серьезное внимание и не пожалели ресурсов и времени.
Проект контролировал лично Стив Джобс. Новшеств было немало, например – iPhoneOS 3.0 научилась снимать видео. Пока это работало только на iPhone 3GS, где буква «S» расшифровывалась как Speed, скорость. А в начале 2010 вышла версия iPhoneOS, которая не работала на iPhone. iPhoneOS 3.2 и два её баг-фикса, 3.2.1 и 3.2.2, работали только на iPad. Использовать одну и ту же систему на двух разных устройствах упорно не получалось, и Стив нашел временное решение.
iOS 4 — появление многозадачность
У четвертой мажорной версии системы для iPhone и iPod touch (iPad пока в ней не поддерживался) изменилось название, а её кодовое наименование стало широко известным — Apex. В iOS 4 появились многозадачность, iBooks, Game Center, FaceTime и огромное множество других приложений, функций и возможностей.
Слово из трех букв, iOS, ставшее названием мобильной операционной системы Apple на долгие годы, использовалось тремя компаниями для обозначения совершенно разных систем. До 2010 году этим названием, с разрешения (естественно, не бескорыстного) владельца торгового знака «IOS» компании Cisco, пользовалась японская компания Nintendo. А в 2010 году лицензию на право использования этого слова из трех букв приобрела Apple. Условия, на которых Apple предоставлено это разрешение, до сих пор неизвестны.
Начиная с iOS 4.2, одна и та же версия системы должны были работать с iPhone, iPod touch и iPad. Сложилась парадоксальная ситуация: iOS 4, продвинутая версия операционной системы, использовалась на iPhone. А более новые и продвинутые технически iPad работали под управлением iPhoneOS. С 4.2 не сложилось. Систему выложили на сервер и тысячи iPhone и iPad во всем мире уже загружали её, когда обновление было прервано. В ней было обнаружено что-то серьезное – говорят, что за пределами Apple от инцидента никто не пострадал. Но чудо все равно случилось: с iOS 4.2.1 и до iOS/iPadOS 13 на iPhone и iPad работали одни и те же операционные системы. Это упрощало жизнь пользователям, сторонним разработчикам не мешало, но усложняло жизнь разработчикам Apple и всем, кто имел отношение к дистрибуции iOS.
iOS 5 — Siri и Центр уведомлений
Пятая версия была представлена на открытии WWDC 6 июня 2011 года, одновременно с tvOS 5 и Mac OS X Lion (Mac OS 10.7). Её кодовое наименование – «Telluride», и на тот момент это было самое серьезное обновление операционной системы для iPhone, iPod touch и iPad. Вышла система 12 октября 2011 года (уже при Тиме Куке). Центр уведомлений, Siri (только на iPhone 4S, который вышел в том же году), Newsstand, iMessage, — все это появилось в iOS 5.
Появилась возможность включения камеры с экрана блокировки. Приложение Камера научили редактировать изображения. Интеграция с iCloud и много всего еще. Разработчикам было еще интереснее – изменений было настолько много, что пришлось менять привычки и привыкать к новым трюкам. Нововведений оказалось много, но что удивительнее всего – проблем с этой версией почти не было. После установки «пятерки» на iPhone 4 или iPhone 3GS казалось, что смартфон превратился в новый и более мощный.
iOS 6 — отказ от Google Maps
Шестая версия системы была представлена 11 июня 2012 года, на пресс-конференции по поводу открытия WWDC. На той же презентации были представлены tvOS 6 и Mac OS X Mountain Lion (Mac OS 10.8). Вышла iOS 6 19 сентября 2012. Главной новостью шестой версии стала замена карт от Google (Google Maps) на Apple Maps, и последовавший за этим очень громкий скандал. Ходили слухи, что из-за ошибок в Apple Maps кто-то даже погиб (подтверждения этих слухов, как позже выяснилось, были липовыми).
Причины волевого решения понятны: у Apple отношения с Google портились день ото дня, и любая зависимость от бывшего лучшего друга тяготила. Но спешить с отказом от Google Maps и оказывать на разработчиков яблочных карт мощное административное давление все-таки не следовало. Механизмы карт Apple были безупречны, но собрать достаточный объем картографических данных, а главное – как следует их перепроверить за имевшиеся у разработчиков полтора-два года было в принципе невозможно.
В итоге из Apple пришлось уйти Скотту Форсталлу, от которого многие мечтали избавиться – за Apple Maps отвечал он. Он пытался противостоять давлению и возражать – но его никто не стал слушать.
Говорят, что его подставили, я тоже так думаю, хотя в это верится с трудом. Из-за проблем с Apple Maps репутации компании был нанесен очень серьезный ущерб, и все это могло закончиться для неё очень плохо. Предвзятое отношение к Apple Maps до конца так и не изжито.
iOS 7 — скевоморфизм, прощай!
Из-за ухода из Apple старшего вице-президента Скотта Форстолла, отвечавшего за дизайн и разработку iOS, эти области ответственности перешли к другим топ-менеджерам. За её дизайн с этого момента отвечал Джонатан Айв, ставший с этого момента старшим вице-президентом компании по дизайну. До того он был старшим вице-президентом по промышленному дизайну и к дизайну программного обеспечения отношения не имел. Крейгу Федериги, главный по macOS, стал главным по всем операционным системам.
Айв отнесся к своей новой области ответственности слишком серьезно – он внимательно изучил труды теоретиков плоского дизайна. Вскоре они были признаны сомнительными и даже вредными. Их рекомендации к тому времени уже были воплощены в дизайне iOS 7. Теоретики, например, считали, что элементы управления (кнопки, ползунки, переключатели и им подобные) отвлекают пользователя от того, что они делают. Поэтому их надо делать как можно менее отвлекающими (то есть, незаметными). Отказ от скевоморфизма (имитации физических объектов в пользовательском интерфейсе), сам по себе – всего лишь еще один стиль. К стилю претензий нет. Но прятать элементы управления, на мой взгляд, абсолютно плохая идея. Всего должно быть в меру.
Зато сбылась места пользователей о новом дизайне любимой ими системы – они мечтали об этом чуть ли не с iPhoneOS 2. Кому-то новый дизайн активно не нравился, кому-то наоборот – но со временем к нему привыкли, все кончилось хорошо.
Новшества – Центр управления, многозадачность для всех приложений (хоть и ограниченная), AirDrop и многое другое.
По сравнению с катастрофической, из-за провала Apple Maps, шестой версией – удачная и спокойная версия. Даже несмотря на возмущение многих пользователей новым дизайном. Были и проблемы – пришлось внести изменения практически во всю систему, а она уже была очень большой и сложной. Исправление неизбежных побочных эффектов, при острой нехватке времени, без последствий остаться не могло – по сравнению с iOS 6 система стала заметно задумчивее. Приведение системы в порядок оставили на потом.
iOS 8 — приложение Здоровье
Новшеств в восьмой версии iOS было немного. Её главной задачей было устранение всех накопившихся во время авральной разработки предыдущих версий завалов. Особенно во время разработки iOS 7. Системе требовались генеральная уборка и оптимизация, время от времени этим нужно заниматься.
Был выполнен гигантский объём работ, но чтобы iOS 8 смогла своевременно выйти, чистку многих узлов пришлось отложить на следующий год. В восьмой версии, несмотря ни на что, появились новые приложения – например, Здоровье, и функции – например, функция поиска фотографий по месту и времени съёмки в приложении Фото.
iOS 9 — одна из самых стабильных версий iOS
Версия была объявлена на открытии WWDC, 8 июня 2015 года, одновременно с tvOS 9, watchOS 2 и OSX El Capitan. Официальный релиз версии вышел 16 сентября того же года. Как и в случае с iOS 8, главной задачей версии был не новые функции, а внутренняя оптимизация. Нужно было довести наведение порядка в системе до конца – доделать то, что не успели к выходу предыдущей версии.
На это ушло много времени и сил, но были в девятой версии и изменения, видимые пользователям: Apple Maps и Siri были улучшены, появилась функция, облегчающая миграцию (перенос настроек и данных) с Android, режим энергосбережения и поиск в приложении Настройки. На iPad появилась мультиоконность – одновременно, на одном и том же экране планшета стало возможно разместить окна двух разных приложений.
iOS 10 — самая проблемная версия iOS?
Десятая версия iOS, уже по традиции, была объявлена во время открытия WWDC, 13 июня 2016 года – и вышла 13 сентября. Несмотря на чистку и оптимизацию системы в iOS 8 и 9, без проблем, в том числе и серьезных, не обошлось. Пришлось выпускать многочисленные баг-фиксы и минорные версии с их исправлениями. Из-за чего Apple критиковали и даже высмеивали – но в основном с системой все было в порядке.
Без генеральной уборки в ней уже был бы непроходимый и неконтролируемый хаос. В релизе 10.2 в набор встроенных приложений добавили приложение TV, но только для США. Версию, в основном, оценили положительно, хотя недоброжелатели отметили, что теперь многие функции в системе появляются сначала в Android’е, а не а iOS – как было раньше. Но по-моему, причины этого отставания были понятными и уважительными, а в следующих версиях инноваций было даже слишком много.
iOS 11 — Центр управления и AirPlay 2
iOS 11 была представлена, вместе с другими операционными системами, на открытии очередной WWDC, 5 июня 2017 года. Впервые с 2002 года WWDC проводилась не в Сан-Франциско, а в Сан-Хосе. На этот раз обвинить разработчиков iOS в том, что их работа не видна, было невозможно – Центр управления и App Store радикально изменились, в новой версии появилась поддержка дополненной реальности и функция AirPlay 2.
2017 год был юбилейным для iOS, и его отметили выходом в свет iPhone X, презентацией AirPower и беспроводной зарядкой. У новой версии системы даже был лозунг: «улучшить iOS, которую вы знаете и любите».
Экран блокировки объединили с Центром уведомлений, в Центре управления многие из его панелей были объединены. В системе появилось приложение Файлы, открывающее прямой доступ к файлам размещенным в памяти устройства и на облачных сервисах.
Начиная с iOS 11, у разработчиков перестали принимать 32-битные приложения, а приложения, которые были размещены до этого запрета, загрузить из App Store стало невозможно: приложение App Store их игнорировало и даже не показывало.
Версия вышла 19 сентября. Отзывы о новой версии были в основном положительными, но недоработок и багов было больше, чем когда либо прежде. С каждой новой версией iOS усложнялась и увеличивалась, и своевременно выявить все серьезные проблемы было все трудней.
Предлагаем подписаться на наш канал в «Яндекс.Дзен». Там вы сможете найти эксклюзивные материалы, которых нет на сайте.
iOS 12 — Экранное время и Быстрые команды
Новая версия, как обычно, была представлена на открытии WWDC, 4 июня 2018 года, и вышла 17 сентября. В ней было много хорошего, но были и проблемы – как и в любом сложном изделии. Параллельно с внедрением нового, не забывали и про оптимизацию, система заметно ускорилась – в том числе и на старых iPhone и iPad.
Из важнейших особенностей iOS 12 нельзя не отметить возросшую защищенность пользователя и его данных. Функция «Экранное время» фиксирует общее время проведенное пользователем на устройстве и время, которое пользователь провел в конкретных приложениях. В FaceTime появились групповые видео-звонки, стали доступны «Быстрые команды» Siri, появилась возможность быстрой настройки и группировки уведомлений, на iPhone X, iPhone XS, iPhone XS Max, iPhone XR. В Сообщениях и FaceTime стало возможно использовать мемодзи, обновились функции и встроенные приложения, и это еще не полный список изменений. Такого обилия новшеств не было еще никогда – как и такого количества проблем.
В iOS 12 поддерживались все устройства, которые поддерживались в iOS 11, к которым добавились новые (iPhone XS/XS Max и iPhone XR), позже к ним присоединились новые модели iPad и даже iPod touch седьмого поколения. В итоге список поддерживаемых устройств вырос до пугающих размеров. Держать все это хозяйство под контролем становилось все сложнее, с этим было нужно что-то делать.
iOS 12 стала последней версией iOS, общей для iPhone и iPad, требования которых к системе становились все более разными.
iOS 13 — появление iPadOS
Версия была объявлена 3 июня 2019 года и вышла 19 сентября. Впервые после раздельного существования операционных систем для iPhone и iPad в 2010-2011 годах (c iPhone 3.2 до iOS 4.2.1), на этот раз уже скорее всего навсегда, операционные системы для iPhone и iPad разделились. На все модели iPad, поддерживающие 13-ю версию мобильной операционной системы, теперь устанавливалась iPadOS 13.
В iOS 13 было три сложных и огромных по размеру части: то, что необходимо только на iPhone, то, что нужно только iPad, и часть системы, необходимая им всем. Разделение iOS на iOS и iPadOS важно для обеспечения качества обеих систем и облегчает развитие каждой из них. Разделение скажется и на пользователях, но было бы наивно ждать что это произойдет немедленно.
По словам разработчика Стивена Трафтон-Смита, iOS 13 — это самый проблемный релиз со времён iOS 8. Случаи, когда iOS 13.0 вела себя нормально, были, но впервые в истории iOS счастливчиков было на порядок меньше, чем пострадавших. Такое случалось c macOS, но в iOS – еще никогда. Первый баг-фикс вышел через неделю. Следующий — уже через три дня. Затем – снова и снова – выходили релизы с исправлениями, но ситуацию удалось более или менее взять под контроль только в декабре.
Зато нового в iOS 13 было много, с избытком:
- Тёмная тема;
- Защищенность личных данных пользователя стала сильнее;
- Пользовательский интерфейс системы улучшен;
- Siri стала звучать естественнее;
- Жесты для работы с текстом (QuickPath);
- Функция «Войти с Apple»;
- Возможность использования внешних носителей (с подключением их через USB).
И многое другое, плюс новые версии встроенных приложений с многочисленными улучшениями.
iOS 14 — виджеты и библиотека приложений
Ее объявили на первом в истории Apple виртуальном открытии WWDC 22 июня, но система каким-то образом оказалась в руках журналистов двух изданий задолго до её объявления. iOS 14 вышла 16 сентября 2020 года.
Во время её тестирования было выявлено на удивление мало проблем. Первый баг-фикс версии, iOS 14.0.1, вышел уже 24 сентября – когда установившие новую версию еще не успели столкнуться с исправленными проблемами. Проблемы в iOS 14 есть, но не так много. Еще одно отличие новой версии – Apple стала внимательнее относиться к пожеланиям пользователей – исполнено беспрецедентное число их желаний.
Вообще, нового в iOS 14 очень много, ограничусь лишь небольшой частью из них:
- Виджеты рабочего стола, которые можно объединить в миниатюрные пиктограммы;
- Safari и Mail можно заменить на сторонний браузер и почтовый клиент;
- Встроенное приложение-переводчик «Перевод», поддерживающее русский;
- Библиотека приложений и многое-многое другое.
Например, блиц-приложения, режим картинка-в-картинке»», беспрецедентные меры по защите личных данных пользователя, а также самого пользователя от назойливой рекламы и передачи информации о нем сторонними приложениями. Их разработчики теперь обязаны сообщать о том, какие данные об устройстве пользователя и о нем самом накапливаются их приложениями, в каких случаях и с какой целью.
Когда выйдет iOS 15
С вероятностью почти в 100% можно предсказать, что новую версию iOS назовут iOS 15, её представят во время открытия WWDC, а выйдет она осенью 2021 года. За два-три дня до начала продаж устройств, на которых она будет предустановлена.
iOS 15 станет лучше, в ней появятся потрясающие новые функции, и есть надежда, что её установка на смартфон вреда ему не нанесет. Правда, количество поддерживаемых устройств Apple все-таки ограничит.
А с какой версии iOS началось ваше знакомство с iPhone и миром Apple? Может, у вас есть любимая версия iOS? Расскажите в комментариях и в нашем уютном чатике.