Почти в один день в независимых друг от друга изданиях появились статьи об одном и том же. Тайваньское издание Economic Daily News, не отягощенное избыточной репутацией, сообщило, что осенью 2021 года, вместе с iPhone 13, Apple представит публике электромобиль собственной разработки. Речь об Apple Car? В респектабельной и осторожной Reuters сообщили о выходе яблочного электромобиля в 2024 году, ссылаясь на источник, “владеющий вопросом”. Такое впечатление, что эти электромобили, с супер-батареями особой конструкции, тоже разработанными Apple, вот-вот появятся на наших улицах. Но, увы.
Что такое Apple Car
С 2014 года (а по некоторым данным – с еще более раннего времени) в Apple напряженно работают над проектом с кодовыми наименованиями “Titan” и “Apple Car”, о целях этого проекта достоверно не известно ничего. Проект имеет какое-то отношение к автомобилям и к искусственному интеллекту, над ним работают в условиях абсолютной секретности в арендуемых Apple помещениях в городе Саннивейл, до которого можно дойти от Apple Park за несколько минут.
О цели проекта Titan можно только догадываться: ей может быть создание умного электромобиля для обычных потребителей, разработка автоматической системы управления автомобилем, или это ложная цель и приманка для шпионов – все, что угодно.
Очевидное же, как всегда, от внимания ускользнуло.
Apple разрабатывает автомобиль?
Если бы в Apple планировали выход в свет собственного автомобиля, на улицах городов Калифорнии появились бы десятки его прототипов. Чем ближе к запуску производства, тем больше их становилось бы. Иначе их просто не допустили бы к сертификации, а без неё ни один серийный автомобиль в США (и практически во всех странах мира) продавать не разрешили бы.
Автомобиль – это источник повышенной опасности. Подробности дизайна на прототипах маскируют камуфляжем, чтобы не раскрывать их секреты раньше времени, но свои положенные сотни тысяч миль они обязаны пройти. На улицах города, на хайвеях, в условиях, где транспортное средство будет использовано. Даже если бы этого не требовали бюрократы, сама Apple, как законопослушный и добросовестный разработчик новой техники, интенсивно проверяла бы своё изделие, выявляя и исправляя проблемы. Прототипов на улицах Калифорнии никто не видел. Их не видно и сейчас. Если бы выход Apple Car был назначен на осень 2021 года, испытывались бы десятки, или даже сотни прототипов. Успеть к 2024 году — это не по силам даже Apple.
В январе 2018 года Apple зарегистрировала в департаменте автомобильного транспорта Калифорнии 27 автомобилей с системой автоматического управления. Устанавливалась эта система на самые обычные паркетные внедорожники, в департаменте автомобильного транспорта были отчеты о пробеге этих автомобилей за день, маршрутах движения и времени.
Apple пыталась договориться о сотрудничестве с Mercedez, BMW, Nissan и другими компаниями – договориться удалось с Volkswagen.
Ту же систему автоматического управления смонтировали на коммерческом микроавтобусе Volkswagen T6 Transporter – и эти микроавтобусы, в автономном режиме, возили сотрудников Apple из одного кампуса в другой. В сентябре Apple занимала третье место в Калифорнии по числу используемых в ней автомобилей с автоматическим управлением – у неё их было 70. Эти машины на улицах видели. За год они проехали 80 тысяч миль. В 2019 – всего 19 тысяч, в 2020 испытания прекратились, скорее всего, из-за COVID.
В июне 2019 года Apple приобрела компанию Drive.ai, бывшую в тот момент на грани банкротства – через день или два к ним уже “должны были прийти”. Приобретение обошлось Apple в 200 миллионов долларов, компания Drive.ai стала “дочкой” Apple. А вот небольшие инженерные компании, занимавшиеся автомобилями и их узлами, которые в 2020 году банкротились десятками, Apple не спасала от банкротства. Могу ошибаться, но приобретение Drive.ai еще раз сделало цели Apple очевидными.
Если Apple и выпустит автомобиль, вы узнаете об этом первыми, если будете подписаны на наш канал в «Яндекс.Дзен».
Сможет ли Apple вторгнуться в автомобильную индустрию?
В 2015 – 2016 годах Илон Маск всерьез опасался появления у Tesla Motors конкурента в лице Apple: у него были “источники” в команде, работавшей над электромобилем. Маск имел полное представление о том, как обстоят дела: с созданием электромобиля у Apple серьезных проблем не возникло бы. Организовать серийное производство электромобиля (на заводах, принадлежащих тайваньским компаниям), непросто – но Apple в аутсорсинге виртуоз. Если у кого-то это и получится, то только у Apple – вот только на создание надежных и стабильных цепочек поставщиков даже ей потребуется уйма времени.
После продажи потребности электронного устройства ничтожны, если сравнить их с потребностями персонального транспортного средства. Автомобилю требуются экспертиза, запчасти, зарядные станции по всему миру, шины – и много всего еще. Избавить свой электромобиль от хотя бы части этих потребностей Apple постаралась бы, но это долгий и трудный путь. До 2025 года, особенно, если на ходу менять планы, Apple не успеет. И многим ли будет по карману этот электромобиль? И будет ли он кому-нибудь нужен?