Жанр | Приключение |
Издатель | Devolver Digital |
Разработчик | Fourattic |
Минимальные требования | Процессор Intel Core 2 Duo E4500 2,2 ГГц/AMD Athlon 64 X2 5200+ 2,7 ГГц, 1 Гбайт ОЗУ, видеокарта с 512 Мбайт памяти и поддержкой DirectX 10, например NVIDIA GeForce 9600 GT/AMD Radeon HD 4750, 4 Гбайт на жестком диске |
Рекомендуемые требования | Процессор Core i3-2100 3,1 ГГц/AMD Athlon II X4 620 2,6 ГГц, 2 Гбайт ОЗУ, видеокарта с 1 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GTX 460/AMD Radeon HD 5830 |
Дата выхода | 13 февраля 2018 года |
Возрастной ценз | от 16 лет |
Платформы | PlayStation 4, PC |
Официальный сайт |
Игра протестирована на PS4
Игры, построенные на ностальгии по восьмидесятым годам, не редкость — но и не то чтобы растут на деревьях. Среди крупных релизов вспоминается Far Cry 3: Blood Dragon, которая все же была дополнением, а не полноценной частью серии. А на инди-сцене большую популярность завоевали Hotline Miami и Broforce. Но все они в основном отсылают к боевикам, наполненным взрывами, стрельбой и кровью. Авторы Crossing Souls попытались взять в своем дебютном проекте более широкий срез культуры.
⇡#С любовью к прошлому
Один из главных героев, к примеру, в самом начале истории прогуливается по дому под воздушную романтическую музыку, очень похожую на заглавную тему «Инопланетянина» Спилберга. В его комнате висит постер с королем рок-н-ролла Элвисом, к пузатому телевизору подключена консоль с картриджем «Легенда о Вельде», а рядом стоит шкаф с видеокассетами, среди которых есть «Охочие до привидений» и «Кое-что». Многие детали легко упустить, если не взаимодействовать с окружением, но внимательные игроки непременно улыбнутся при виде очередной отсылки.
Первая глава Crossing Souls напоминает сюжет фильма «Балбесы» 1985 года (хотя кто-то наверняка вспомнит и «Останься со мной») — там парень нашел на чердаке дома карту сокровищ и позвал друзей для поиска клада. Здесь история тоже начинается с находки — подросток по имени Кевин обнаруживает загадочный камень в форме маленькой пирамиды. Он звонит брату Крису и просит его прийти со всеми товарищами. Компания подобралась разношерстная: один из семьи ученых и умен не по годам, другой необыкновенно силен, девушка Чарли вынуждена жить в окружении пьяниц и дебоширов, но сама держится от выпивки подальше.
Поначалу все они — наивные подростки, жаждущие приключений и постоянно уверяющие друг друга в вечной дружбе. Очень скоро эти слова приходится подкреплять действиями, ведь найденный камень принадлежит карикатурному злодею, который решает вернуть находку себе и готов добиваться этого любыми способами, испытывая отношения героев на прочность. События разворачиваются стремительно, и если поначалу игра выглядит легкой комедией, то дальше будут и экшен-сцены, и трагические эпизоды, и диалоги на серьезные темы. За историей следить интересно — в Crossing Souls постоянно что-то происходит, но при этом нет лишних эпизодов. Впрочем, сюжет стирается из памяти довольно быстро — будто посмотрел хорошее кино из восьмидесятых, здорово провел время и сразу переключился на что-то другое.
Шикарная атмосфера создается не только разбросанными по всем углам «пасхалками», но и многими другими штрихами в духе эпохи — от игровых автоматов и бумбоксов до ярких причесок. Главарь местной банды хулиганов — попавший под влияние глэм-культуры юноша, напоминающий Дэвида Боуи в образе Зигги Стардаста. Главные герои восстанавливают здоровье сахарными леденцами, а сохранение прогресса происходит в специальных местах с помощью дискет. Это не говоря уже о коллекционных предметах, которые представляют собой видео- и аудиокассеты с пародиями на классику восьмидесятых.
⇡#Мелкие просчеты
При этом геймплейно Crossing Souls не кажется устаревшей — она играется как большинство современных платформеров. Это не метроидвания, а линейное приключение, в котором нельзя вернуться в пройденные локации. При этом геймплей довольно часто меняется: то вы бродите по локациям, решая простенькие головоломки, то оказываетесь запертыми с пачкой врагов или боссом на манер классических beat ‘em up, а то и вовсе участвуете в погоне. Все это очень часто сопровождается роликами, напоминающими старые мультсериалы с соответствующими визуальными артефактами — будто смотришь запись на видеокассете с бегающими по экрану белыми полосками.
Между персонажами можно свободно переключаться, что нередко требуется для продвижения по сюжету. Умений у ребят не так много, но рано или поздно пригодится каждый из героев. Синеволосый Крис — единственный, кто способен пользоваться лестницами и взбираться по стенам, если на них есть растительность. Очкарик Мэтт носит кроссовки, позволяющие ему на несколько секунд зависать в воздухе, — он особенно полезен при прыжках с платформы на платформу. Оба носят с собой оружие, но у Криса это бейсбольная бита, а у Мэтта — бластер, поэтому их ценность в бою зависит от местоположения цели на экране.
А вот остальные персонажи получились не такими интересными. Большой Джо сильнее всех прочих и может двигать некоторые объекты, но на этом его умения заканчиваются. И хотя здоровья у него побольше, чем у товарищей, в драке он совсем неуклюжий. От Чарли тоже толку мало — ее «фишка» заключается в способности перелетать через огромные пропасти, используя скакалку и столбы у края платформ как рогатку. Делать это нужно два или три раза за всю игру, а в остальное время управлять героиней нет желания, так как прыгать она не способна — только быстро перемещаться на небольшое расстояние. О Кевине во избежание спойлеров лучше не рассказывать, но он тоже не самый полезный компаньон.
Поэтому почти всегда игрок управляет либо Крисом, либо Мэттом — остальные персонажи ситуативные. В каком-то смысле это логичное решение, все-таки менять героев на каждом шагу было бы не очень удобно. Да и в драках нет необходимости переключаться между ними, как это было в Full Metal Furies, поэтому можно просто выбрать любимого героя и постоянно использовать его в сражениях. Кому-то больше понравится стрелять издалека, другой предпочтет размахивать битой и отбивать ей вражеские снаряды. Большой Джо может поглощать получаемый урон и выплескивать всю накопившуюся энергию на стоящих вокруг него оппонентов. В большинстве ситуаций не принципиально, кого вы выбрали, хотя в некоторых сражениях с боссами тот или иной подросток окажется предпочтительней.
Почти все способности персонажей расходуют запас их энергии, с чем связан другой недостаток Crossing Souls. Кроссовки Мэтта позволяют ему парить над землей на протяжении нескольких секунд, но после приземления приходится ждать, пока шкала заполнится и можно будет совершить следующий прыжок. Под конец прохождения из-за этого приходится часто переключаться между героями, и это раздражает — то у одного запас иссякнет, то у другого. Да и сами прыжки с паузами слегка утомляют. А в драке персонаж может в самый ответственный момент устать и потерять пару единиц здоровья. В боях с обычными противниками это не проблема, но, если рядом находится стреляющий во все стороны босс, ситуация усложняется.
***
Из-за таких небольших, но все же досадных недостатков Crossing Souls немного не дотягивает до уровня лучших инди-игр. Многое в ней сделано на совесть: нельзя не восхититься множеством деталей, напоминающих о старых, порядком подзабытых фильмах и играх. Но если изучить страницу проекта на Kickstarter, можно заметить немало изображений и «гифок» с вырезанными из финальной версии эпизодами. Как ни крути, а незавершенность ощущается, особенно когда некоторые герои не получают никакого развития (в геймплейном плане). С сюжетом такой проблемы нет, поэтому необычная и наполненная событиями история удерживает у экрана вплоть до финала. Ради нее легко смириться с возникающими время от времени недочетами в игровом процессе.
Достоинства:
- здорово воссозданная атмосфера восьмидесятых;
- множество отсылок к играм и фильмам (но без откровенного плагиата);
- интересная история;
- великолепное музыкальное сопровождение.
Недостатки:
- не все герои одинаково полезны;
- некоторые неуместные геймплейные решения вроде наличия у персонажей выносливости.
Графика | Обычный пиксель-арт, ничем особенным не выделяющийся на фоне подобных игр последнего времени. При этом игра полна всевозможных деталей и непохожих друг на друга локаций. | 7 |
Звук | Отличный саундтрек смешивает оркестровые композиции с синти-попом. Под конец прохождения пара коротких видеороликов воспроизводилась без звука, но это, надеюсь, исправят. | 9 |
Одиночная игра | Увлекательная история, несколько неплохих головоломок и ни с чем не сравнимая атмосфера восьмидесятых. Недостатки в геймплее слегка портят впечатление, но не настолько, чтобы пропускать игру. | 8 |
Коллективная игра | Не предусмотрена. | — |
Общее впечатление | Crossing Souls — это ода любви эпохе восьмидесятых. Есть некоторые нелогичные решения в геймплее, но за историю и многочисленные отсылки их легко простить. | 8 |
Видео: