«Зелёная» политика, которую проводит Apple, стремясь делать производство своей техники безопаснее для окружающей среды, вызывает массу вопросов. С одной стороны, компания вроде бы действительно сокращает объёмы выбросов в атмосферу, использует возобновляемую энергию и применяет переработанные материалы. Но, с другой, её регулярно уличают в нарушении собственных принципов. Чего только стоит замена разъёмов USB-A на блоках питания для iPhone на USB-C или, скажем, невысокая ремонтопригодность подавляющего большинства устройств компании. Естественно, что понравилось это далеко не всем.
Комитет по экологическому аудиту британского парламента признал деятельность Apple разрушительной для окружающей среды. Поводом для принятия такого решения стала ремонтная политика компании. Несмотря на то что в Купертино действительно стараются снизить выбросы при обеспечении работы производственных мощностей, складывается полное впечатление, что за конструктивное устройство фирменных гаджетов компании, которые будто специально делают неремонтопригодными, отвечает кто-то другой.
Ремонт устройств Apple
Эксперты изучили фирменные устройства Apple и пришли к выводу, что зачастую многие их компоненты намертво склеены или спаяны между собой, что сильно усложняет ремонт или делает его практически недоступным. В этой связи Apple вместо того, чтобы заменить сломанную запчасть, вынуждена менять весь блок, к которому она крепится, целиком.
Модульный ремонт, предполагающий замену смежных компонентов вместе с повреждёнными, приводит к его удорожанию. Мало того, что Apple приходится выпускать больше запчастей, которые придётся менять лишь постольку-поскольку, так ещё и отправлять в утиль фактически рабочие компоненты.
Иногда это доходит до абсурда. Например, Apple не может просто так взять и заменить одну или несколько клавиш на клавиатуре. Она даже не может заменить всю клавиатуру, если это будет необходимо. Вместо этого компания предлагает пользователям замену всего топ-кейса целиком. В результате вместо 5-10 долларов ремонт обходится в добрую сотню.
Apple результаты отчёта британского комитета сильно удивили и разочаровали, как отметили её представители. Поэтому в компании подготовили объяснение своей позиции:
Мы были очень удивлены и разочарованы отчётом Комитета по экологическому аудиту, который совершенно не отражает реальных усилий Apple по сохранению природных ресурсов и защите нашей планеты. Сегодня наши клиенты имеют гораздо больше возможностей продать, утилизировать или получить безопасный и качественный ремонт своих устройств, чем когда-либо прежде. Ключевые компоненты наших Apple Watch, iPad и iPhone последних поколений используют переработанные материалы. Мы планируем продолжить работу с парламентом и правительством по документированию обязательств Apple и поддержанию наших общих усилий, направленных на то, чтобы оставить будущим поколениям чистую экономику и здоровую планету.
Как Apple заботится о природе
На мой взгляд, Apple немного подменяет понятия, когда говорит о том, что она заботится об окружающей среде. Да, действительно компания делает очень много ради сохранения природных ресурсов и здоровья нашей планеты. Но в то же время она усложняет ремонт фирменной техники, отказывается от универсального разъёма USB-C в своих устройствах и вынуждает пользователей использовать разные блоки питания для зарядки своих устройств. Другое дело, что Apple, как бы играя в долгую, практически не замечает. Ещё бы, ведь планы у компании по-настоящему наполеоновские.
В конце концов, пользователям не положено знать, что благодаря уменьшению упаковки из-под iPhone 12 компании удалось вдвое увеличить количество аппаратов, которые перевозятся за раз. Если раньше в грузовой Boeing 777 помещалось около 450 тысяч iPhone. После сокращения габаритов коробки тот же самолёт стал вмещать в себя около 900 тысяч аппаратов. То есть Apple удалось сократить количество рейсов, необходимых для транспортировки смартфонов из Китая, что определённо окажет свой эффект, но в будущем.
То ли дело проблемы с ремонтом. Складывается впечатление, что Apple специально скрепляет компоненты друг с другом, чтобы их пришлось менять разом. Это не только вынуждает пользователей платить кратно больше, чем можно было заплатить, но и увеличивает объёмы электронного мусора. Почему с этим в Купертино совершенно не пытаются бороться, мне искренне непонятно. Видимо, в компании считают, что это мелочи, недостойные её внимания, особенно на фоне более грандиозных целей.